Изучая родные просторы: сплав на байдарках по реке Псел

Опубликовано в Наши походы / Сплавы
30 Май 2012

В прошлом году я открыл для себя новый вид активного отдыха — сплав, он же поход на байдарках. Поэтому в этом году в планах было изучить родной Псел. Лето пришло, но жарой как-то не баловало. Вся неделя была холодной и дождливой, но отступать не собирался, ведь поход на байдарках был организован: байдарки заказаны, экипаж укомплектован, продукты закуплены. Собралось нас шестеро добровольцев (4 парня и 2 девчонки). Из всех только двое плывут не впервые.

Долгожданные выходные наступили. Как обычно, последнее вечернее приготовление, а ранним утром загружаем все свои пожитки и отправляемся к месту старта нового приключения, похода на байдарках по реке, в Великую Рыбицу. Часть людей ехала на автомобиле, а двое — рейсовым автобусом. Пока собирали байдарки, подъехали наши двое «путешественников». По их словам и эмоциям, поездке в автобусе можно смело присвоить 5-ю категорию сложности. 🙂 Еще и я им немного удружил, в суматохе взял билеты не до того села, надеюсь они мне это уже простили. 🙂 Не смотря на все это, время старта нашего сплава по реке Псел не затянулось. Еще успели перекусить. Фотографируемся, спускаем судна на воду и отправляемся в путь. Из плавсредств у нас две трешки (Таймень и Нерис). Решили плыть по очереди: один день одна команда на Нерисе, а второй день — другая. Я с экипажем первый день плыли на Таймене.

Поход на байдарках по реке Псел удачно стартовал. Было довольно свежо, но весла в руках помогали согреваться. Команды уже приловчились плыть, теперь можно основное внимание перевести на природу. А здесь есть на что посмотреть! Лето только начинается, поэтому река еще чистая, видно весь подводный мир сверху. А в этих местах Псел еще и мелкий, иногда встречаются более глубокие места. Река извивается среди деревьев и холмов. Так незаметно мы подплыли к меловым карьерам в Могрице. Причаливаем и выходим на берег для прогулки и фотографирования, ведь для похода на байдарках по реке обязательно нужно сохранить памятные моменты. Заодно решаем устроить обед. Картофель с салом в фольге, овощи и другие вкусности поедаются с огромным аппетитом. Немного отдохнув, мы отправляемся дальше. Солнце появилось, но с коротким рукавом плыть холодно, поэтому ветровку не снимаю.

Если сравнивать лодки, протестированные в нашем сплаве по Пслу, то преимущество Нериса было видно невооруженным глазом. Сначала думал, что наша лодка перегружена, искал причины в экипаже, но оказалось, что причина в самой байдарке. Машем веслами изо всех сил, а догнать не получается. Уже не терпелось дождаться завтрашнего дня и протестировать другую лодку. Как было проверено опытным путем, Нерис действительно быстрее разгоняется, лучше держит скорость и маневренней.

В походе на байдарках по реке Псел природа не перестает радовать, кругом все зеленеет, а ветки деревьев свисают над самой водой, создавая некую загадочность. Так мы проплыли мимо Груновки и Бариловки. Сплав по Пслу продолжается, т.к. до Сум далеко, а мы еще и полпути не прошли. Уже начала сказываться усталость. В нашей лодке девчонка время от времени подгребает, а в соседней еще до обеда сложила весло и балдеет по полной. 🙂 Хотя каждый получает удовольствие по-своему…

Уже вечерело, а глаза бегают по берегам в поисках места ночевки. Один из понравившихся берегов уже заняли коллеги-путешественники, тоже устроившие поход с байдарками по реке родных краев, на уговоры причалить и по «пидисят» вежливо отказываемся и плывем дальше. Не доплывая до пионерлагеря, замечаем широкий песчаный пляж на изгибе реки и причаливаем здесь. Лагерь разбиваем прямо у воды. Было место со столиком и скамейками чуть глубже, среди деревьев, но там как-то не комфортно и слишком нагажено. Как видно, походы на байдарках по реке и любование красотами природы не у всех вызывают чувство ответственности за сохранение этой самой природы в первозданном виде.

Хоть наш сплав по Пслу и приостанавливается, впереди ждут вечерние заботы. Ставим палатки, готовим ужин, жарим курицу. Недолгие разговоры у костра с кружкой вина, купание в реке и отбой. Ночь была холодная, народ без спальников подмерз. Встречаю рассвет, готовлю завтрак и объявляется общий подъем.

Походу на байдарках по реке нужно продолжаться, поэтому сворачиваем лагерь и выдвигаемся в путь. До Сум все так же далеко, но замена байдарок порадовала. Наш экипаж до Сум доплывет точно! Байдарка просто скользит по реке. Наши коллеги не в восторге от Таймени… 🙂 Тем не менее домой плыть нужно!

Псел стал значительно глубже, а подводная растительность уже буяет. Вода все такая же чистая. День выдался жарким. Оказывается, когда прохладней, то плыть даже комфортней, чем под палящим солнцем. Поэтому во время активной фазы нашего сплава по Пслу вдруг захотелось чего-то холодненького и вкусненького. Дабы не прогадать с желаниями, приговариваем по мороженому и по бутылочке пива, остановившись на пляже базы отдыха «Солнечная поляна». Жизнь налаживается! Грузимся и отчаливаем.

Уставшие, подобрались до любимого Зеленого Гая. Теперь родными местами буду любоваться с воды. А с реки они выглядят интересно, по-новому. Перекусить во время нашего похода на байдарках по реке решили напротив центрального дачного пляжа. Доели все, что осталось, а некоторые решили и искупаться. Нехотя погрузились в лодки и отправились в сторону города.

Кажется, что уже вот-вот за следующим поворотом начнется город, но Псел все сильнее и сильнее извивается, забирая последние силы. Вот уже и Барановка, пошли пляжи с отдыхающими — признак цивилизации. Делаем последний крюк за барановским мостом и выплываем на финишную прямую нашего похода на байдарках по реке к центру города. А крюк действительно мог оказаться последним… Из-за поворота выскакивает огромный катер и на всех парах летит на нас. В последний момент расходимся. Пережидаем качку, байду вразрез волны разворачивать не стали, испытывали ее на устойчивость. Участок от моста был настоящим нервным испытанием. Катера и моторки летали одна за другой, как автомобили на центральных улицах в час пик. И это притом, что все пляжи были усеяны отдыхающими и, соответственно, купающимися людьми. Явно до сохранности Псла, а зачастую и человеческой жизни, у нас никому нет дела! На такой печальной ноте закончился наш сплав по Пслу. Но несмотря на это, мы здорово провели выходные, каждый узнал и испытал новые чувства и эмоции.