Пеший поход в горы по Мармарошскому и Черногорскому хребтам

Опубликовано в Наши походы / Пешие походы
17 Авг 2015

Приближалось второе значимое событие в этом году – пеший поход в горы Карпаты (первое – майский велопоход по Карпатам). С маршрутом определились сразу. Хотелось пройти по диким и красивым местам Украинских Карпат и побывать на самой высокой горе нашей страны, поэтому глаз пал на Мармарошский и Черногорский хребты. Бонусами на маршруте были озера Бербенескул и Неистовое (укр. – Несамовите).

Изначально соображали на троих, но потом еще присоединился Игорек, и вышла великолепная четверка.

В этот раз составлением меню занималась Юля. Было очень много разнообразных блюд, а изюминкой было то, что у нас каждый обед был горячим, к тому же и разнообразным. Кроме всего прочего сушкой овощей тоже она занималась. Поэтому весь пеший поход в горы мы были сыты, и ничего нам не успело приесться. За что Юле огромное спасибо.

Игорек в этом пешем походе в горы был хлебным бароном, был на раздаче сухарей. Кстати, он впервые пошел в пеший поход, поэтому для него это было не рядовым событием.

Особенностью данного пешего похода в горы было то, что для прохождения по Мармарошскому хребту нужно было оформить пропуск в Мукачевском пограничном отряде, так как по хребту проходит граница с Румынией.

Добираемся на Западную Украину, как обычно, с пересадкой в Киеве. Время коротаем в одном из фастфудов у вокзала. Неспешный завтрак в прохладном помещении, выходить на жару вообще нет никакого желания. Незаметно пролетело время до отправления нашего поезда в Рахов. В 11 утра мы уже были в пункте назначения.

Быстро выгрузились и побежали на автовокзал, который находится прямо на железнодорожном вокзале. Наш автобус в с. Деловое отправлялся через 5 минут – повезло, хотя следующий должен был быть через 20 минут. Удивился немалой стоимости билета, оказалось кассирша, увидев наши рюкзаки на спинах, молча пробила и багаж. Рюкзаки закинули в багажное отделение, а сами ехали стоя, поскольку сидячих мест не было. Ехали 40 минут. Вышли прямо у самого погранотряда в с. Деловое. За 5 минут получили пропуск на пребывание в приграничной зоне на 3 дня.

День 1 (23 августа 2015 г.) – Набираем высоту или адаптация

с.Деловое-вдп.Ялинский-пол.Лисича

Дистанция – 18,63 км

Время в движении – 4 ч. 20 мин.

Набор высоты – 1553 м

Уладив бумажные дела, решили сходить в магазин купить хлеба и других благ цивилизации, ведь следующий магазин нам светит только через неделю. Далеко ходить не стали и завязали диалог с пограничником стоящим на вахте:

— Підкажіть, будь ласка, де у Вас крамниця.

— Шо?

— Крамниця де у Вас тут?

— Магазін, чі шо?

— Ага!

— Так он там вивіску бачите, вам туди.

Прошлись к магазину, купили, чего организмы пожелали, и отправились на выход из села. Было солнечно и жарко. Когда закончились дома, присели на травке в тени пообедать.

Подкрепились, перепаковали рюкзаки и, можно сказать, начали наш пеший поход в горы Карпаты. Идти было приятно среди высоких деревьев, которые создавали тень, а на участках, где река близко подходила к дороге, чувствовалась приятная прохлада. Плавно набирали высоту с остановками на фотографирование и короткими отдыхами.

Подошли к столику, который стоял на развилке дорог. Нас интересовала тропинка, ведущая к самому высокому однокаскадному водопаду Украины – Ялынскому водопаду высотой 26 м. Перейдя через мостик, мы подофигели от крутизны уклона. Идти было очень тяжело, приходилось высоко поднимать ноги и, словно по ступенькам, карабкаться вверх, опираясь на трекинговые палки. Леша и Юля решили исключить водопад из маршрута и вернулись к столику, пройдя немного дальше, Игорек решил, что и ему водопад не нужен. Если бы знал, что так и будет, то сбегал бы к нему налегке, а так пришлось тащить все пожитки с собой. К водопаду пришлось идти 2,5 км подъема, чуть дальше подъем становится не такой крутой.

В итоге 5 км я уже намотал, а спина была мокрой. По возвращению к развилке народ в ожидании меня подмерз. А водопад они, оказывается, уже посмотрели. Группа туристов, приехавших сюда на микроавтобусе, которых мы застали уже спускавшихся, показали его на фотках. Перекурив минут пять, пошли дальше по маршруту нашего пешего похода в горы. После такой пробежки заметно подустал, но идти по дороге, медленно набирающей высоту, не составляло проблем.

По дороге нас задерживали заросли спелой ежевики. Часто останавливались и витаминизировались.

Когда на часах было около пяти вечера, мы вышли на симпатичную полянку, на которой уже стояло много групп туристов. Горели костры, стояли ароматы приготовленного ужина и во всю кипели разговоры. Идея стать на ночевку не была поддержана, не находились еще, поэтому набираем воды из источника и идем в сторону полонины.

Игорек, вставая с камня, сильно оперся на трекинговые палки и погнул обе в нижней части. Пытаясь одну выровнять, он отломал нижнюю часть, вторую не стал трогать… В этот пеший поход в горы купили три новых комплекта самых дешевых трекинговых палок «хонгиун».

Насторожил смайлик, нарисованный на указателе на г. Поп Иван и всего лишь 2 км до предполагаемого места ночевки. Главное, что было желание преодолеть эти два километра. Ничего не предвещало беды, но тут тропинка уходила по вертикальному склону. Пошла веселуха. Дорожка извивалась серпантином по склону среди камней. Решили закинуться углеводами для взятия сложного участка. Включилась реактивная тяга, и я урвал вперед.

Добрался до самого верха хребта и почти час ждал остальных. Оказалось, что пройдя половину пути, Игорек вспомнил, что забыл на привале очки и возвращался на их поиск. Смеркалось… Упали на первой попавшейся поляне с осносным уклоном, тем более и источник рядом. Ужин подытожили глинтвейном.

День 2 (24 августа 2015 г.) – На подступах к Евросоюзу

пол.Лисича-г.Поп Иван-г.Холовач-г.Томнатик-г.Маслокрут-пограничный пункт

Дистанция – 16,97 км

Время в движении – 4 ч. 28 мин.

Набор высоты – 998 м

Просыпаться не спешили, хотелось отоспаться после утомительных переездов и вечернего рывка. Завтракаем, сбираем лагерь и ближе к десяти часам выходим. Вчера до полонины не дошли всего 1 км. Пересекли ее и по серпантину, начинаем набирать высоту. Подниматься становится сложно, дорогу преграждает малина и черника.

С частыми остановками пробираемся к подножью горы Поп Иван. По дороге с криками нас обгоняет компания на внедорожнике. Голос показался знакомым. Как оказалось, именно он доносился к нам аж с полонины, и мы слушали его допоздна на стоянке…

От подножья дорога взяла круто вверх и я, по привычке, ушел в отрыв. Ясная погода позволяла наслаждаться умопомрачающими видами вокруг. Слева были Украинские Карпаты, а справа уже была территория Румынии. С частыми остановками для фотографирования добежал до вершины г. Поп Иван (1937 м). Ждать остальных пришлось долго, поэтому решил надеть флис и спрятаться на безветренной стороне склона. Упал и любовался пейзажами, которые вряд ли смогут надоесть. Когда подтянулись остальные, сделали групповое фото. Пригодился штатив, который я «обкатывал» в этом пешем походе в горы. Дальше дорога проходила по границе Украины с Румынией, собственно для чего и брались пропуска.

Силы покидали нас, поэтому пришлось экстренно становиться на обед. Спустились чуть ниже хребта на свою родную территорию и готовили сырный суп с грибами и сухарями. Приятно поесть в походе домашней горячей еды.

Передохнув и подкрепившись, пошли дальше по хребту. Любуясь Мармарошским хребтом, шли по дороге то спускающейся вниз, то взлетающей вверх. Свернули влево на тропинку, продолжающую идти вдоль границы, только уже намного ниже. Дорога прямо вела на территорию соседнего государства. Продолжили идти по автомобильной грунтовке среди деревьев, которые закрывали все виды вокруг.

Этот участок нашего пешего похода в горы выдался «урожайным» на живность. Видели белку, гадюку. Кроме того, ели и собирали чернику для компота. К месту стоянки пришли поздновато, но раньше, чем вчера. Было время на приятные водные процедуры в освежающей горной воде. Во время ужина любовались красивым закатным небом и горой Поп Иван в лучах заходящего солнца.

Долго не мог уснуть из-за шумных разговоров в соседнем лагере, а как только удалось уснуть, меня разбудил взволнованный крик Лехи: «Дрон! Дрон! ДРОН!!!» Мой храп был принят за дикого зверя, и если б у Лехи было ружжо, то его б он разрядил в сторону моей палатки.

Вторая ночь стала уроком, что нельзя просыпаться одновременно с Игорьком (мы спали в одной палатке). Стоит только открыть глаза, как он норовит меня напоить водой. Больше я таких ошибок не повторял и притворялся спящим, когда он рыскал в тамбуре в поисках воды.

День 3 (25 августа 2015 г.) – Прощание с приграничной зоной

Пограничный пункт-г.Мезипотоки-г. Ненеска Малая-г.Юрческу-Маре-пол.Щавник

Дистанция – 18,47 км

Время в движении – 3 ч. 59 мин.

Набор высоты – 541 м

Проснулся сегодня рано. На прощание любовался красотами Поп Ивана в лучах восходящего солнца, параллельно занимаясь кухонными делами. Сварил компот из собранного вчера урожая, сделал обязательный утренний чай, сварил завтрак. Вот так понимаешь, насколько удобна и незаменима в походе газовая горелка. С костром мороки намного больше. Позавтракав, собираем вещи и выходим на маршрут нашего пешего похода в горы. Остальные туристы никуда не спешат и только начинают просыпаться и готовить завтрак.

С самого утра нас ждал подъем на гору Мезипотоки. Довольно быстро взобрались наверх, хотя вчера, увидев этот подъем, меня спросили: «Нам туда!?» и, услышав отрицательный ответ, вздохнули с облегчением. На смотровой площадке устроили переговорный пункт. Наконец-то на третий день нашего пешего похода в горы у нас на маршруте появилась связь. Сообщив домашним, что мы живы, здоровы и можем уйти в Евросоюз хотя бы на пару метров, пошли дальше.

Идем вдоль пограничных столбов, любуясь Румынской частью Карпат и непосредственно горой Фаркау. Наши лучше! Идем по автомобильной дороге: с одной стороны стоят румынские и украинские пограничные столбы, а с другой стороны валяется забор с колючей проволокой. Видать когда-то он стоял…

Вскоре мы уходим вниз, и все красоты с одной стороны закрывает хребет, а с другой стороны – заросли высокого кустарника. Иногда появляются окна, через которые любуемся красотами Карпат. Время от времени встречаем пастухов, которые перегоняют отары овец в сопровождении собак-пастухов.

Долго искали поляну для обеда. Найдя уютное место с отличным пейзажем, сделали привал. На обед сегодня был борщ. Хотя не просто борщ, а очень вкусный домашний борщ! Вот сала с чесноком мне и не хватало, как-то упустил из виду этот вопрос. Из небольшого пакетика получился вот такой кулинарный шедевр. Как говорится: «просто добавь воды», ну и не забыть вскипятить. Доев мои скромные запасы сухарей, Игорек достал свои, чем удивил и порадовал нас.

После такого обеда нас разморило и мы еще нежились на солнышке. Даже удалось подремать.

Продолжая обходить по траверсу одну за одной вершины, вышли к горе Стог, которую было видно еще издалека. Она была полностью укрыта елями, чем выделялась на фоне остальных вершин. Сначала я ее как-то не оценил, но потом понял, насколько она прикольная и действительно похожа на огромный стог сена. Рядом находится турстоянка. Попытка набрать воды оказалась безуспешной, источники сильно пересохли. У нас еще были запасы, а пить воду с песком желания не было.

За горой открылись изумительные пейзажи на полонины. Открыв рот и любуясь видами, не заметил, как передо мной нарисовался пограничник. Со словами «доброе утро» подошел к нам, передернул затвор автомата. По любому добрый день, что еще можно сказать в ответ. Молодой парень проверил наши паспорта, мило побеседовали, пожелали друг другу удачного дня и пошли дальше. Граница уходила вправо, а нам нужно левее, в сторону Черногорского хребта. Уже отсюда было видно следующую цель нашего пешего похода в горы – Черногору. Узнать ее можно было по обсерватории на ее вершине.

Полонины шли подряд одна за одной, на них паслись овцы. Пробираться пришлось мимо собак-пастухов, которые охраняли свои отары овец. С работой справлялись на отлично, облаяв нас с ног до головы. Пройдя заключительные километры на сегодня, остановились на ночевку возле пастухов, т. к. здесь был оборудован источник. Из-за засухи вода еле течет, поэтому там стоят ночвы, из которых без проблем можно набрать сколько угодно воды.

На склоне среди конского щавеля нашли более-менее ровные места под палатки. Близко к колыбе идти не хотели из-за собак. Было довольно ветрено, поэтому палатку поставил на все растяжки.

Прошли за сегодняшний день пешего похода в горы достаточно много, но стали на ночевку рано. Наш склон еще долго баловало солнышко. Игорек вообще так пригрелся, что даже уснул. На ужин был булгур с фасолью и кукурузой. Еда была настолько вкусной, что поесть сбежались даже собаки, а потом пришли и кони.

Ночь опять выдалась беспокойной и с приключениями. Леха всю ночь слушал, как собаки гоняли по долине волков. Я же проснулся от шороха в лагере, выглянул из палатки, присветил фонариком на 900 люмен собаке в морду, от чего она начала рычать на меня. Я все понял и полез дальше спать. Остаток ночи слушал, как возле палатки сопела собака, вынюхивая, че поесть попеременно с конем, который с характерным звуком громко рвал щавель. Так что теперь эти два звука я буду долго помнить.

День 4 (26 августа 2015 г.) – Тучи сгущаются над Черногорой

пол.Щавник-г.Выход-г.Васкул-г.Черногора-Седловина

Дистанция – 11,55 км

Время в движении – 3 ч. 6 мин.

Набор высоты – 883 м

Утро было холодным, пришлось надеть шапку. Перистые облака, которые вчера показались на небе, действительно принесли изменения погоды. К традиционным утренним заботам добавилось собирание мусора, который ночью растащили собаки.

Перед выходом утеплились. Пересекли полонину и начали подниматься на гору Выход. На подъеме стало тепло, временами даже жарко. На вершине пересеклись с местным на мопеде, который занялся разъяснительной работой по поводу название горы, куда мы следуем. Теперь и я ее называю Черногора, а не Поп Иван Черногорский.

Дальше дорога шла по лесу с крутым подъемом. Набирая высоту, лес перешел в заросли низкорослой альпийской сосны. Высотой сосны 2-3 метра, а дорожка узкая, и чувствуешь себя идущим в лабиринте. При этом обсерватория с каждым метром приближается и ее уже становится отчетливо видно на вершине. Подождав остальных, устраиваем обед на горе Васкул среди зарослей жерепа. Согревались вкусным гороховым супом. Этого показалось мало, поэтому догревались и заодно тонизировались чашкой кофе.

У подножья Черногоры сосна исчезла, а дорога начала стремительно набирать высоту. Вскоре тропинка потерялась среди груды камней, которую нам нужно было преодолеть. Выбирая камень понадежней, нужно было скакать по ним и при этом набирать высоту. Заметную помощь оказывали трекинговые палки. Главное чтобы камень не качался, а то можно сложиться, и палки не застревали в расщелинах, а то можно легко сломать их. Хорошо, что хмурое небо благосклонно к нам и не роняет ни капли, тогда б продолжать пеший поход в горы по мокрым камням было «веселее».

На вершине довольно ветрено и прохладно. Нашли безветренное место за обсерваторией, где и присели отдохнуть. Поочередно отправились на исследование обсерватории. Можно было пройти до самого флага, установленного на крыше. До самого флага подняться не смог, в отличие от Лехи и Игорька. О чем потом долго жалел… В очередной раз убедился в присутствии у себя страха высоты. Хотя, что там те 20 метров по сравнению с 2000…

На Черногору поднималось много народу и очень разного: от подготовленных туристов до авантюристов, от столитровых рюкзаков до котомок на палке через плечо. Некоторых даже можно было встретить в резиновых китайских шлепанцах за 30 грн. А им тут трекинговую обувь по 3к гривен подавай для удобства.

Насмотревшись, впечатлившись, начали спускаться вниз. Подъем (для нас спуск) с северной стороны намного халявней нашего с юго-запада. Приходилось часто вертеть головой: впереди красоты Черногорского хребта и сзади, оглядываешься на вершину, и с каждым удаляющимся шагом она кажется другой и по-своему красивой. Здесь встречаются старые пограничные столбы. Именно в этом месте проходила граница Украины и Польши.

Мы держим путь нашего пешего похода в горах на седловину, там есть места для палатки и источник. Несмотря на раннее время, уже много туристов разбили лагеря. В самый низ спускаться поленились, заняли первую попавшуюся уютную полянку. А уже налегке ходили вниз за водой.

Пришли сюда мы не последними, после нас еще приходили группы туристов. Уже приготовили ужин и с наслаждением поедаем его, как мимо нас проходит очередная группа. Все приветствуются, мы, пережевывая, отвечаем взаимностью. Но тут одну пару, проходящую мимо, с изнеможенными, замученными и голодными лицами дернуло за язык пожелать нам «приятного аппетита». В ответ Леха выдал: «И вам тоже…» Все бы ничего, но он решил исправиться и добавил: «…когда придете». Дальше нас разорвало от смеха. Так над ними еще никто не издевался.

Свободного времени было уйма, каждый занимался своими делами. Игорек вообще занялся заготовкой иван-чая, которого здесь полно. Соблюдая и рассказывая нам весь техпроцес, он собирал и обрабатывал собранный урожай.

Ложиться спать было совсем рано, поэтому схватил фотик и пошел погулять по окрестностям. Незаметно забежал на г. Ушастый камень. Закатом полюбоваться не получилось, солнце спряталось за тучами. Под Ушастым камнем тоже есть и места под палатку, и источник, но там все загажено в прямом смысле слова. Ну, я понимаю еще в кустах, но зачем же гадить в источник… Да и ветер здесь гуляет нехилый.

Отбой был по светлому, но это не мешало уснуть.

День 5 (27 августа 2015 г.) – День озер

Седловина-оз.Бребенескуль-оз.Несамовите

Дистанция – 10,87 км

Время в движении – 2 ч. 41 мин.

Набор высоты – 437 м

Планировал сегодня пораньше, до выхода, сбегать на Дзембронский водопад. Проснулся в 6, выглянул с палатки и ничего не увидел вокруг. Видимость была полметра. Решил не мерзнуть и не мокнуть в такую погоду и завалился дальше спать. Вот такие прелести высокогорной ночевки, которая составляла 1700 м.

Ближе к восьми утра уже проснулся и начал готовить завтрак. Облака поднялись выше, и теперь был хоть какой-то обзор. Хотя Черногора была полностью в облаках и не просматривалась. Уже позже разговаривал с людьми, так они полдня ждали погоды, чтобы подняться на Черногору.

Лениво завтракали и собирали лагерь. Вышли на маршрут нашего пешего похода в горы ближе к десяти часам. Все сразу утеплились, а я вышел с коротким рукавом и в шортах в надежде согреваться ходьбой. Не тут то было… Шли по траверсу хребта по ветреной стороне. Снизу по склону поднимался холодный ветер, а местами вообще был настолько сильный, что ногу за ногу забрасывало. Пришлось надевать непродувайку и закрываться бафом. Еще сложность доставляли заросли можжевельника, среди которого идет узкая тропинка. Во-первых, там много корней и камней, за которые можно зацепиться, а во-вторых, неудобно идти с трекинговыми палками, которые цепляются в зарослях.

Останавливаться для отдыха на ветру вообще не хотелось, поэтому шел без остановок и в итоге вырвался далеко вперед. За г. Менчул нашел огромный камень, за который можно было спрятаться от ветра. В укромном месте подождал остальных, заодно передохнули.

Ветер не утих, и мы продолжали идти дальше по Черногорскому хребту. Перепадов особых нет, поэтому идти легко, только ветер сдувает. В один миг как вроде прорвало, начали часто встречаться группы туристов. Порадовал один мужик, который не может спать без своей любимой, огромной плюшевой собаки, и поэтому и тащил ее с собой, перекинув через плечо. Другой более милой причины я не нашел. 🙂

Пообедать захотелось на берегу живописного озера Бребенескуль. Еще издалека начали любоваться открывающими видами на озеро среди окружающих его гор. Спустились прямиком к самому высокогорному озеру Украины и устроились на обед. Ветер здесь не донимал, поэтому мы с комфортом и удовольствием поедали уже так полюбившийся обеденный суп.

Поднимались от ледникового озера Бребенескуль по крутому склону. Приходилось очень часто останавливаться. Не отдыхать, а любоваться видом на долину, где расположено озеро. Не хотелось прощаться с этими прекрасными пейзажами. Именно с этой стороны на него открываются наилучшие виды. Поэтому фоток озера будет очень много, с разных ракурсов, так как оно мне очень понравилось!

Когда выбрались наверх, о себе напомнил ветер, о котором мы совсем позабыли, находясь в уютном и тихом месте. Остальную часть сегодняшнего маршрута пешего похода по горам в 3 км прошли без эмоций и даже без фото. На подходе к озеру Несамовите душа снова развернулась, а затвор фотоаппарата защелкал. У озера уже стояло много групп туристов. Пришлось поискать хорошее место для лагеря: то криво, то людно, то мусорник (эта самая частая причина). Если говорить в общем, то место красивое, многолюдное и, как следствие, мусоросборник. Как-то мало сознательных туристов оказывается…

Пока солнце не зашло за гору, пошли окунуться в озере. Напомнило крещенское купание. После бодрящей прохлады занялись приготовлением такого деликатеса, как картофельное пюре. С овощами и рыбной консервой оно было бесподобно, несмотря на то что к пюре я равнодушен. Юля постаралась на славу, даже пюре насушила. 🙂 Сегодня снова отправился на вечернюю прогулку. На стоянке видели зайца, который в наглую бегал в зарослях низкорослой сосны. Засиживаться не стали и расползлись по спальникам.

День 6 (28 августа 2015 г.) – Самый долгожданный

оз.Несамовите-г.Говерла-перемычка-пол.Головческая

Дистанция – 13,21 км

Время в движении – 3 ч. 19 мин.

Набор высоты – 550 м

Несмотря на раннее время, погодка намечалась получше вчерашней. Вдоволь отоспались и только потом приступили к традиционному утреннему кофе, который с добавлением чистого горного воздуха просто бесподобен. Позавтракали, упаковали вещи, и когда солнце поднялось выше хребта, продолжили пеший поход.

Долгий спор о том, как быстрее и с меньшими физическими затратами выйти по нашему маршруту пешего похода в горы на хребет, разрешили практическим подходом. Леша и Юля вернулись на нашу вчерашнюю тропу и, траверсируя гору Туркул, шли к предполагаемому месту встречи. Игорек и я пошли в лоб склону, на котором просматривалась тропа и, минуя гору, должны были встретиться. Тропа сначала была, потом терялась в зарослях можжевельника и высокой травы, то снова находилась. Не став ее искать, полезли по азимуту. Сверху тропу было видно лучше… она шла серпантином, и то она очень условная. Вывод – лучше не идти туда, а спокойно обойти по натоптанной отличной тропе по кругу.

Идем по траверсу, минуя горы Данциж, Пожижевская и Брескул, любуясь самой высокой горой Украины. Дует все тот же западный холодный ветер, поэтому идти не жарко. Тропа хорошая, местами встречаются опасные участки, где можно поскользнуться и быстро спустится вниз, закончив пеший поход в горы не самым приятным образом. Много низкорослых зарослей, можжевельника, в которых путаются палки, и приходится идти без них. Укрыться от ветра некуда, поэтому идем без остановок. Смогли разгрузиться и передохнуть на симпатичной укромной полянке почти перед самой Говерлой. Набрались сил перед восхождением на нее и продолжили идти дальше.

Под Говерлой пришлось сделать вынужденную остановку на фотосессию, уж больно она красиво смотрелась с этой стороны. Преодолев этот каменистый участок, приступили к восхождению на Говерлу. Душетрепещущий момент, несмотря на то что я уже был на ней, даже в этом году, но оба эти раза были халявные, поднимался налегке. А в этот раз по-настоящему, с полной выкладкой. 🙂

Подъем не тяжелый, нужно выбирать приемлемую для себя траекторию среди множества камней, учитывая свой размах ног. Уже многие спускались с вершины в направлении Несамовытого. На горе оказалось очень людно. С перемычки, с Заросляка поднимались одни за другим любители активного отдыха, ведь погода сегодня шикарная для восхождения. Округу видно не на один километр. Вся вершина завешана украинскими флагами, явно на День Независимости здесь был аншлаг.

Кто откуда поднялся, можно было определить по одежде. Все, кто поднимался с Заросляка, были в шортах и футболках, так как с этой стороны склона было безветренно и очень жарко. Именно на этой стороне Говерлы, на освободившейся лавочке мы и присели передохнуть и отметить восхождение.

Спуск в сторону перемычки очень похож на наш подъем. Быстро спустились к екопункту у подножья Говерлы. За ним на солнечной поляне расположились отогреваться и обедать. В сегодняшнем меню нашего пешего похода в горы был мой любимый гречневый суп. Хотя Леха его и не любит, как оказалось, но тарелка осталась пустой. Сколько ни сиди, а идти нам сегодня еще прилично, нужно подобраться поближе к Петросу. А участок предстоял скучный и без набора высоты.

Родники по дороге пересохшие. Спустились к перемычке. Лесники взяли с нас по 20 гривен за посещение природного парка «Карпатский биосферный заповедник». Также здесь в сезон можно купить такие блага цивилизации, как воду, пиво, вино и прочее. Поскольку у нас оставался неиспользованный набор для приготовления глинтвейна, мы взяли себе бутылку вина.

Без энтузиазма преодолевали последние на сегодняшний день нашего пешего похода в горы километры, временами отвлекаясь на чернику. По мере приближения к Петросу начали появляться источники, но они не полноводные и набрать воду из них проблематично.

Остановились на полонине Головческая у подножья Петроса. Воду можно было набрать ниже, но вода там стоячая. В душе у Лехи проснулся инженер-строитель и он начал сооружать собственный источник прямо в лагере. Ручей был маленький, но с помощью кружки можно было набрать воды. Так что стоянка у нас была с удобствами.

На приготовление ужина прибежала и собака пастухов. В этот день на кухне у меня отлично получалось приготовить катастрофу. Ужин исключением не стал, приготовить ужин вышло не с первой попытки. Бросил в кипящую воду вермишель, и она вся слиплась. Сколько готовлю, но такая беда впервой… Пришлось все выбросить. Собака, пришедшая в гости, такое вариво есть отказалась. Со второй попытки удалось приготовить пюре. Здесь уже все прошло нормально. Вместе с тунцом ужин выдался праздничным. Во время возникшей паузы Игорек сбегал к пастухам в колыбу, которая находится чуть ниже, и купил творога за 50 грн, брынзы, на которую мы рассчитывали у них не оказалось. На десерт был кофе с творогом. Запили все это дело глинтвейном.

День 7 (29 августа 2015 г.) – Самый долгожданный

пол.Головческая-(радиалка на г.Петрос)-траверс Петроса-пол.Менчул-пол.Джорджевая Прелука-р.Красиленка

Дистанция – 20,86 км

Время в движении – 4 ч. 31 мин.

Набор высоты – 1269 м

Утром решили продолжать наш пеший поход в горы по траверсу Петроса. Перспектива не подняться на Петрос мне не нравилась, поэтому после завтрака решил сбегать на вершину. Компанию составил Игорек. Взяв трекинговые палки, фотик и немного воды, начали подниматься на вершину. Подъем очень крутой и самый сложный из всех на маршруте. На двух километрах пути идет приличный набор высоты (около 500 м). Подъем занял 40 минут. Отдохнув и немножко поснимав, спустились вниз за полчаса.

Собрали вещи, переоделись в летнюю одежду. Погода снова стала отличной и, учитывая высоту, было жарко. Трекинговые палки в руках заменили семечками. Идти было скучно и нудно. Настроение поднимали вид на пройденный участок с Говерлой и шикарные полонины. Еще сильно донимало солнце, от которого некуда было спрятаться. По дороге попадались источники.

На камне нашли надпись с названием родного города. Эти надписи преследовали нас по всему нашему маршруту. На ключевых точках нашего пешего похода в горах всегда нашему взору попадалась надпись «Сумы» с датой двухдневной давности.

В воздухе витали мысли, что легче было подняться на Петрос, чем траверсировать его. Эти мысли близки к правде. Хотелось быстрее пройти этот участок, и я вырвался далеко вперед. Позавидовал велосипедистам, которые преодолевали этот участок. Здесь нет перепада высот и можно отлично катить.

Уставшие и проголодавшиеся собрались у развилки дороги, ведущей на вершину. Переведя дух, отправились на поиски места для обеда, где уже отдохнем основательно. Главным условием было найти тенек. Остановились на турстоянке. Здесь было и ровно, и тенек, и отличный вид на горы. Сбросили с себя одежду и остывали, а то жара сильно вымотала нас. На обед был полюбившийся нам борщ с сухарями.

Остыв и придя в себя, продолжили спускаться. Задачей на сегодня было как можно ближе подойти к Квасам. Второстепенной задачей было купить брынзы. По дороге попадались полонины, но заветного продукта купить в колыбах не удавалось – уже все было сдано. В лесу, скрываясь от солнца, идти было легче, но уже сказывалась утомленность солнцем. Лагерь разбили на одном из притоков реки Красиленка среди высоких буков.

День 8 (30 августа 2015 г.) – Самый долгожданный

р.Красиленка-с.Квасы

Дистанция – 4,13 км

Время в движении – 58 мин.

Набор высоты – 17 м

Вот и закончился наш отличный, веселый и яркий пеший поход в горы Карпаты по Мармарошскому и Черногорскому хребтам. Приготовили последний завтрак, собрали вещи и с полупустыми рюкзаками отправились в село Квасы, откуда мы должны уехать на поезде в столицу.

Уже потеряли всякую надежду на покупку брынзы, но у судьбы были другие планы. На окраине села в одном из домов весела вывеска «продаем брынзу». Игорек моментально отправился на разведку и ему продали закатанную литровую банку заветного сыра. Стоит такая радость не очень то и дешево – 150 грн.

Спустились в центр села. Купить чего-то на память о нашем пешем походе в горы в единственном сувенирном магазине не удалось – он оказался сегодня выходным. В канцелярском магазине, куда случайно зашли, выбор скудный. Ситуацию немного подправил мужик, продававший с автомобиля чай, домашнее вино, грибы и изделия из овечьей шерсти.

Сегодня нашей целью было отведать национальных блюд. Отправились в кафешку, которую нам порекомендовали. Готовили долго, но все-таки мы дождались баноша со шкварками и брынзой, мамалыги с брынзой и дерунов с брынзой. Ничего не подумайте, просто у них почти все блюда с брынзой. 🙂 Порции большие, поэтому наелись мы вдоволь.

Часто в кафешку забегали оздоравливающиеся из санатория, расположенного напротив. Лечение и реабилитация были не полными, по их мнению, поэтому они забегали сюда остограмиться. А может и для аппетита опрокидывали сто грамм, шлифуя пивком, время то к обеду близилось.

Отправились на вокзал. Правильно сделали, что пришли заблаговременно. Поезд приехал раньше на 20 минут. Не успели дойти до своего последнего купе, как поезд тронулся. Интересно, что будут делать те, кто придет на вокзал ближе ко времени оправления… Теперь было о чем поговорить ближайшие пару часов, развивая данную тему.

Выписывая вензеля в крутых и частых поворотах, мы неспешно приближались к рутине, которая с распростертыми объятиями заждалась нас.

В столице нас ждал огромный зазор между поездами, но благодаря родственникам Алексея, которые приютили нас, время пролетело незаметно. Гостеприимная семья веселого дяди Славы откармливала нас на убой. Есть в таких количествах это ненормально. Спасибо им огромное за теплый и душевный прием!

Осталось самая малость – и мы будем в родном городе, а пеший поход в горы по-настоящему закончится . Поезд Киев-Сумы везет нас домой с еще свежими и незабываемыми воспоминаниями о недельном отдыхе в Карпатах вдали от цивилизации и городской суеты.