Велотур по Черниговщине

День 1 (1 мая 2013 г.)

Сумы-ж/д вокзал-Конотоп-Батурин-Обмачев-Головеньки-Новые Млыны-Паристовка-Галайбино-Великое Устье-Малое Устье

Дистанция – 92,08

Время – 5,31

Средняя – 17,34

Столь длинные выходные провести дома рассматривалось как преступление. Грандиозные планы по ряду причин сорвались, поэтому ограничился «местным» велотуром. Намерения посетить соседнюю область совпали с планами Андрея. Определив на карте интересующие нас места, соединили все кратчайшими линиями и получили пятидневный маршрут велотура по Черниговщине.

Киевским утренним поездом добираюсь до Конотопа, откуда и начинается наш маршрут. Еду в одном вагоне с Женей и Мариной, с которыми были вместе на «Одесской сотке» и которые отправляются в велопутешествие в западную часть Украины. На вокзале меня уже встречали. Попрощались, пожелав друг другу отличного времяпровождения.

Продолжать знакомиться с Черниговщиной в велотуре собралось трое велолюбителей. Всем знакомый своими увлекательными путешествиями конотопчанин Андрей, его постоянный спутник и по совместительству сын Алексей и я. С вокзала отправляемся в сторону Батурина, немного срезая дорогу грунтами с переходом через р. Куколка. Видно, что вода сошла совсем недавно, и колеса грузнут в мягком грунте.

Выехали на знаменитую дорогу Конотоп-Батурин, представляющую собой тридцатикилометровый участок из плит. Никогда не ездил здесь, поскольку предпочтение всегда безоговорочно отдавалось грунтам. Учитывая полноводность здешних рек и сезон разлива, выбора у нас не было. Этот отрезок дороги проехали быстро и не заморачиваясь под умиротворяющее «тудух-тудух» на стыках плит. Долго думали, что делать с надвигающимися грозовыми тучами, но они благополучно унеслись в сторону, не задев нас. В Батурине нас интересовал только магазин, где можно было бы докупить продуктов для предстоящего велотура и перекусить, поскольку нами он уже был объезжен не один раз. На асфальте стоят лужи — дождь прошел хороший, а мы катим сухие и счастливые. На глаза попался магазин с крытым навесом и столиками, куда мы и отправились.

Соседями оказались две укушанные дамы преклонного возраста и более-менее адекватный атаман. Наш вид естественно привлек их внимание, но атмосфера не предрасполагала к общению. Непонятные, от количества выпитого, словосочетания от женщин нами игнорировались, мужик пытался пресекать их разговоры. Еще и ароматы стояли жуткие… Из всего, что было услышано, запомнился только тот факт, что сколько бы ни было выпито «огненной воды», но она помнит, что у комбайна три ступеньки! Можно только догадываться, почему для нее это жизненно важная информация. В спешке покидаем это место. Пытаюсь забыть этот кошмар. Познакомился с гетманской столицей с еще одной стороны, к сожалению не самой лучшей. Моя нелюбовь к всякого рода облагороженным местам «типа столик» достигла апогея. Выводы были сделаны однозначные: на травке, под деревом и пением птиц еда будет усваиваться лучше.

Покинув город, следуем дальше по маршруту нашего велотура и отправляемся в с. Головеньки через Обмачев, срезать и ехать вдоль Сейма побоялись. В селе, сильно увлекшись разговорами, хороший асфальт уводит нас в с. Новые Млыны, куда нам не нужно было ехать. Выход нашли — срезать грунтовой дорогой. Выехав за село, поняли, что идея интересная — нужно пересечь заливной луг, хотя на карте непонятная мелкая речушка. Возвращаться обратно сильно не хотелось. Видны свежие следы тракторных колес, значит проезжаемо. Следуя по дороге, натыкаемся на затопленную низину, которую невозможно объехать, а следы плавно уходят в воду вместе с дорогой. Не долго думая, конотопчане снимают обувь, закатывают шорты и отправляются на поиски брода. В конце концов, брод нашли. Переходить пришлось в двух местах. Успешно форсировав разлив, разместились на обед с горячим чаем, который был очень кстати. Потратив много времени на переправу, убедительно уговариваем себя больше не соваться на грунты вблизи рек. Находим полузаброшенную дорогу на насыпи и едем дальше в ожидании, куда же она нас выведет, ибо вокруг только вода. Выехали в селе Паристовка и теперь по дороге отправляемся к интересующему нас на маршруте велотура месту впадения Сейма в Десну.

В Великом Устье доброжелательный водитель предупреждает нас, что дальше дорога затоплена и все возвращаются назад. Выехав за село, увидели мост через Десну и ведущую к нему дорогу, окруженную со всех сторон водой. Были в недоумении. Проехать можно, чем же нас пугали… Да еще и беззаботный мужик едет навстречу на велосипеде, правда колеса почему-то мокрые…

С моста открываются виды на необъятные водные просторы и затопленные дороги. Долго фотографируем, а в голове крутятся мысли о непреодолимой природной силе, которая может в любой момент с страшной силой обрушиться на людей. Стало понятно, что к месту впадения соваться нет смысла, да и определить его будет проблематично, несколько оно размыто будет нынче. 🙂

С обнадеживающим «в следующий раз» спустились с моста, увидели все масштабы трагедии и то, о чем нас предупреждали. Дорога затоплена, воды почти до края отбойника. По обе стороны куча зевак. Некоторые приезжают сюда с пивом и наблюдают за происходящим. Нас утешили: «я каждый день на работу и с работы на ту сторону хожу». Где наша не пропадала, будем и мы идти, не возвращаться же домой. Окончательно сомнения развеяла фура, которая переехала затопленное место и мы увидели реальный уровень воды. Водители легковых автомобилей останавливались, смотрели на все это дело, чесали затылок, разворачивались и уезжали. По уже работающей схеме, испытанной ранее в этом велотуре, разуваемся, закатываем шорты, велосипед в руки, баул за спину (неоспоримое преимущество в наличии лямок для переноса) и на борьбу с водной стихией. Вода не такая и холодная, как предполагалось, но течение довольно сильное. Что-то есть в народных приметах. Не зря говорят, как откроешь сезон (встретишь Новый год), так его и проведешь…

И здесь мы произвели фурор. По стечению обстоятельств, подъехал рейсовый автобус, с которого вывалился любопытный народ и начал снимать нас. Решаем остановиться на ночевку. Я и Алексей едем в магазин, Андрей ждет нас с вещами. Возвращаясь обратно, у Лехи зашипело заднее колесо. Думали прокол, а оказалось, что порвался корд. Ремонт оставляем на завтра, до места первой ночевки в нашем велотуре по Черниговщине ищем пешком. Углубились к подтопленным местам, чтобы нас наверняка никто не потревожил.

Долгожданный ужин съеден, лагерь разбит. На улице еще светло, а мы уже в палатках. Уснул моментально и спал до самого утра. Просыпаться не спешил, хотелось просто отдохнуть от прошедших трудовых будней. Похоже, я такой был не один, меня поддержали единогласно. 🙂

День 2 (2 мая 2013 г.)

Малое Устье-Сосница-Жовтневое-Мена-Волосковцы-Березна-Бегач-Моргуличи-Сновянка-Брусилов-Кобылянка

Дистанция – 103,45

Время – 5,21

Средняя – 19,86

Проснулись, когда уже солнце поднялось высоко и согревало своими лучами. Погода намечалась отличная. Сразу же был завтрак и ремонт покрышки подручными средствами. Главное, добраться до крупного населенного пункта и купить новую покрышку. Свернув лагерь, начали выходить на дорогу. Маршрут второго дня велотура начинаем пешком, выбираясь из водного плена. Вода значительно поднялась, и затопленные места, которые вчера переступали без проблем, оказались непроходимыми. Снова пришлось мочить ноги. Вернулись к затопленной дороге, а там уже и местное начальство с милицией тусуется. Воды действительно стало больше. Местные сильно не отчаиваются и ищут во всем позитив, кто автомобиль моет, кто ковер стирает.

Через Малое Устье не спеша покрутили педали в Сосницу. Любовались заливными лугами, которые раскинулись по обе стороны дороги. Побывали в литературно-мемориальном музее Александра Довженко. Именно здесь родился знаменитый кинорежиссер. Теперь важной задачей было найти покрышку. В веломагазине нам ничем не помогли, поэтому отправились на рынок, откуда конотопчане вернулись с счастливыми лицами и покрышкой. Перебортировались и продолжили движение по трассе. Этот участок дороги велотура ничем не запомнился: скучная, нагруженная трафиком дорога, с палящим солнцем, но попутным ветром. Пролетели этот отрезок и оказались в нужном нам райцентре.

Без проблем нашли интересующий нас объект на маршруте велотура по Черниговщине — Менский зоопарк. Чувства были двоякие и несколько скептические. В небольшом городке зоопарк? Вход 20 грн? Раз приехали, то нужно посещать. Оставляем пристегнутые велосипеды возле касс. Рассказываем о своих скитаниях, пытаясь закосить под не совсем здоровых на ум (инвалидам вход бесплатный), но нам не верят. Пришлось обилечиваться. За байками обещают присмотреть и вдруг чего загрызть насмерть.

Схему расположения животных не нашли, поэтому просто пошли гулять по территории. Сначала зашли в террариум (вход бесплатный). Количество видов начало удивлять и приятно радовать. Увидели разных змей, черепах, грызунов, крокодила, тараканов и аквариумных рыб. Особое внимание привлекли кошачьи, очень игривый бурый медведь, эмоциональная мартышка, величественные пеликаны и огромное количество всевозможных страусов, любопытно и с умным видом выглядывающих из-за забора. Самым агрессивным оказался белый лебедь, хотел покусать нас. 🙂 На фото можно увидеть лишь малую часть представителей животного мира. Зоопарк очень понравился. Животные ухоженные. Рекомендую для посещения!

Седлаем своих коней и продолжаем велотур. Снова асфальт. По крайней мере, в Черниговской области он есть! Что очень радовало нас. Так мы совершаем перегон до пгт. Березна. Положительные эмоции зашкаливают, вчерашние трудности бродов забыты, поэтому снова решаемся сократить дорогу до Седнева. Сворачиваем на Бегач в надежде, что есть мост через р. Снов. Замечаю, что заднее колесо водит. Прокололся. Заменил камеру, и отправляемся дальше. В сельском магазине узнаем, что понтонный мост снят из-за разлива. Особо не расстроились, взяли в магазине белорусского пива и по азимуту начали движение для возвращения на трассу. Грунтовая дорога местами уходила в воду, но обойти можно было без проблем. На одной из развилок со словами «налево плохо», уходим вправо и упираемся в болотце. Обойти возможности нету. Проскочить «в седле» закончилось намоченной обувью. Остальные были не столь отчаянные: разулись и спокойно перешли. Дальше пришлось прогуляться по полю, ступая по земляным глыбам, выступающим из воды. Прохождение этого участка отобрало много сил. Выехав на трусу и увидев пенечки, переглянулись, и, поняв друг друга без слов, отправились дегустировать минское пиво «Жигулевское». Было вкусно.

Вечерело. Думали о выборе места второй ночевки в велотуре. Хотелось на берегу реки. Переезжая мост через реку Снов, поняли, что наша идея в жизнь вряд ли воплотится. В с. Кобылянка набираем воды и отправляемся на поиск безлюдного места. Снова на ночевку идем пешком. Это уже стало превращаться в добрую традицию. Кругом труднопроходимые болота, без умолку орут жабы, из кустов вылетают утки и слышны выстрелы. На мокрые ноги уже не обращаешь внимания, хочется покоя. Сухое место среди деревьев найдено. Ужинаем под крики земноводных. У меня за спиной раздалось похрюкивания. Дикое место найдено успешно. На всякий случай пересел лицом к зарослям. Спать пошел последним, после заклейки камеры. До полночи стоял надоедающий низкочастотный вой лягушек.

День 3 (3 мая 2013 г.)

Кобылянка-Клочков-Седнев-Новоселовка-Чернигов-Колычевка-Ивановка-Слобода-Викторовка-Смолянка-Переходовка

Дистанция – 94,26

Время – 5,47

Средняя – 17,23

Проснулись пораньше. Я еще успел перебортировать колесо, поставив заклеенную камеру. Третье утро велотура снова началось с пешей прогулки в 2 км по болоту. Сегодня я читерил. Одел шлепанцы и наслаждался разминкой перед ездой. В некоторых местах использовали технику преодоления препятствий нынешнего президента под названием «пенечки». Прыгали по зарослям травы, выступающим из воды. Стоило задержаться на таком «пенечке», как он уходил под воду. Вдалеке увидел мужика, едущего на мотороллере, безумно обрадовался ему, вернее наличию дороги. Так мы добрались до нужного нам села Клочков. В магазине нас ждало заслуженное мороженное.

Короткой дорогой попадаем в Седнев, наблюдая за пейзажами разливов Снова. В поселке посещаем деревянную казацкую Георгиевскую церковь, построенную без единого гвоздя и являющуюся одним из лучших произведений украинской народной архитектуры. Именно в ней святили свое оружие казаки Седневской сотни Черниговского полка перед военными походами. Еще говорят, что здесь проходили съемки знаменитого кинофильма «Вий», однако отснятый материал не понравился, а в фильм вошли сцены, переснятые в декорациях. Рядом находится более молодой каменный Воскресенский храм.

Внимание любого проезжающего по этому маршруту велотура сразу же привлечет красивое здание с колоннами, стеклянным куполом и большой ухоженной территорией с игровыми площадками. Это отреставрированное здание бывшей усадьбы представителей казацкой старшины Лизогубов, а ныне учебно-воспитательный комплекс. Дальше отправляемся гулять по остальной территории усадьбы, представляющей собой тенистый парк с многочисленными памятниками хозяев усадьбы и знаменитых гостей, которые отдыхали и творили в этих краях. Внимание привлекает памятник молодого Тараса Шевченко, он тоже посещал эти места. Также в парке находится новый усадебный дом, к которому ведет аллея из каштанов и каменица. Раньше она была жилой, а после реконструкции имения выполняла функции подсобного помещения. Невозможно пройти мимо живописной части сада, где находится альтанка, с которой открываются завораживающие глаз виды на реку Снов, а во время разлива особенно красивой. Не один час ушел на знакомство с Седневым, но было очень интересно и познавательно. Место обязательное для посещения!

Время было уже обеденное, поэтому последним местом посещения в поселке был магазин, где со мной и случился курьез. Оставив байк прямо у крыльца, отправился за покупками. Когда выходил, то столкнулся с цыганским табором, а велосипеда у крыльца не было. Оказалось, что его переставили под стену заботливые попутчики. Такой измены в велотурах и пеших походах я давно не испытывал. Перекус устроили в ближайшей посадке, где я заодно заменил камеру, наложенная латка начала спускать.

Подкрепившись, продолжаем двигаться по трассе прямиком в Чернигов. Дорога широкая и с хорошим покрытием проходится быстро. Благодаря указателям выезжаем прямиком к интересующей нас самой древней части Чернигова — оборонному валу, который сейчас представляет собой парковую зону на высоком холмистом берегу р. Десна. Здесь находятся разные храмы, церкви, памятники выдающимся людям и значимым событиям в истории Украины. И, конечно же, чугунные пушки — визитная карточка древнего города. С холма открываются виды на полноводную Десну, Черниговский речной порт, пешеходный мост через реку и на соседние возвышенности, которые также украшают многочисленные храмы. Когда поднялись на пешеходный мост, то нам предложили порцию экстрима в виде прыжка с моста. На что мы улыбнулись и вежливо отказались.

Дальнейшей нашей задачей в велотуре было уехать как можно ближе к Нежину, что мы и поспешили сделать, выехав на киевскую трассу. В поездке выяснились наши слабости: Андрей не любит передвигаться по городам, а я просто ненавижу движение по основным (читай перегруженным транспортом) трассам, слабости Алексея еще будем искать. Поэтому каждый, уставший от своей фобии, в ближайшем селе поднимает настроение мороженкой.

Долгожданный съезд на второстепенную дорогу в с. Ивановка. Теперь короткой дорогой направляемся в сторону Нежина. Несмотря на то что дорога не основная, асфальт отличный, а кругом цветут вишни, груши, алыча, яблони и черемуха. В таких ароматах просто летишь и получаешь огромное наслаждение. Такую ароматерапию мы уже проходим третий день велотура, а в вечернее время запахи особо обострились. В таком релаксе мы выезжаем за село Викторовка. Снова натыкаемся на бездорожье с элементами воды, которые снова приходится обходить.

Ожидаемое село Грабовка все никак не показывается, хотя до него 2 км. Вскоре на горизонте показались дома. Начала сказываться усталость, да еще и право с лево уже путались. Находим магазин, где закупаем недостающие продукты и узнаем, что это село Смолянка (не планировали сюда ехать, т.к. боялись попасть в очередное болото). Нашей радости не было предела — сократили приличный участок пути. Оказалось, что в Викторовке я попутал повороты. Такое удачное стечение обстоятельств бывает очень редко. Нам подробно рассказали, как проехать в Переходовку. Не доезжая до села, становимся на третью ночевку велотура в березовом лесу, где обитали дикие комары в невероятном количестве. На ужин был вкусный суп с заправкой для борща, которого в меня поместилось три тарелки (не пропадать же добру).

Вечером обнаружил прокол, поймал иголку от растения. Испытание водой превратилось в технические проблемы. Сидеть мешали комары, поэтому после трапезы отправляемся спать. Этой ночью наслаждались мелодичным звуком тракторного мотора, который работал на поле в ночную смену.

День 4 (4 мая 2013 г.)

Переходовка-Стодолы-Кукшин-Колесники-Нежин-Кунашовка-Круты-Памятное-Хорошее Озеро-Сиволож-Плиски-Великая Загоровка-Красиловка-Пески

Дистанция – 131,40

Время – 6,45

Средняя – 20,37

Проснулся рано для латания камеры. Поели и вскоре отправились в следующий пункт нашего велотура — Переходовку. В селе выехали на асфальт и катим в Нежин. В селах народ не работал, поэтому все сидели на лавочках и пристально провожали нас взглядами. Велосипедисты в этих краях, по-видимому, редкость. Ехать было жарко, поэтому временами скрывающаяся в тени деревьев дорога радовала нас. В с. Колесники останавливаемся у магазина на отдых перед последним рывком к Нежину.

Въезд в город какой-то странный. Стоит стела, а самого населенного пункта еще и не видно, дорога огромной дугой уходит далеко и в сторону. Срезаем короткой дорогой и въезжаем в город через «черный выход» у завода «Прогресс». Опять спустило колесо. Сразу не остановился, что привело к вырыванию соска. Снова бортирую и меняю камеру (хорошо, что заклеил ее утром). Едем к консервному заводу, где установлен памятник популярному нежинскому огурцу. Через центральные улицы города поехали к Нежинскому государственному университету им. Н. В. Гоголя. В центре снова вырывает сосок на камере… Запасных камер не осталось. Одалживаю у Андрея и снова бортируюсь.

Заодно решили пообедать на берегу р. Остер. С магазина конотопчане кроме еды привезли прокол. Прогулялись по университетскому парку. Андрей вспоминал студенческие годы, которые прошли в стенах этого ВУЗа. Университет знаменит тем, что здесь училось много выдающихся людей, среди них известный прозаик и драматург Николай Гоголь. Немного поблудив по городу в поисках нужного нам выезда, теска снова ловит прокол. По стечению обстоятельств, латаемся у стен одного из многочисленных в Нежине храмов. Я заодно переставил неправильно поставленную в спешке покрышку, а то совсем перестало катить. В итоге, технических проблем до конца поездки у нас не возникало. Несмотря на напряженную психологическую атмосферу, Нежин оставил приятные воспоминания небольшого уютного городка. Буду рад еще раз здесь побывать в велотуре.

Бодро едем в направлении Крут к интересующему нас мемориалу, который находится не в одноименно селе, а за соседним селом Памятное рядом с железнодорожной станцией «Круты». Мемориальный комплекс поражает своими масштабами. Здесь же в вагонах оборудован музей, но он уже был закрыт.

Программа велотура по Черниговщине выполнена на все 100%. Теперь у нас остается два дня на дорогу до Конотопа. Не спеша едем в направлении Бахмача. Асфальт присутствует, деревья, создающие тень. тоже есть, поэтому наслаждаемся по полной. Запомнилось с. Плиски, а именно футбольный комплекс, который там находится. Оказывается, что здесь есть сильный футбольный клуб «Еднисть», который выступал во второй лиге чемпионата Украины, но снялся с соревнований в связи с финансовыми проблемами. У водоема в глаза бросается симпатичная лягушка. Только фото, повторять историю из известной сказки не стал. 🙂

В Песках набираем воды у увеселенного местного жителя, который носил нам ее из двора трехлитровой банкой. За это Андрей проводит ему виртуальную экскурсию по Конотопу, мужик визжит от радости (не запомнил, по-моему, он там учился или работал одно время).

Долго ищем место четвертой ночевки нашего велотура, в итоге находим укромный уголочек с дикими комарами, поющими птичками и орущим в надрыв соловьем. Небо начало затягивать тучами. Долго не мог уснуть, а когда пошел дождь, то отключился моментально. Соловей попался чрезмерно резвый — орал всю ночь.

День 5 (5 мая 2013 г.)

Пески-Бахмач-Тиница-Шевченковское-Сосновка-Шаповаловка-Конотоп-ж/д вокзал-Сумы

Дистанция – 56,30

Время – 3,13

Средняя – 17,99

Христос воскрес!

Даже погода загрустила к последнему дню велотура. Было пасмурно и прохладно. Приятно упаковывать вещи, когда все запасы уничтожены. Несмотря на прошедший дождь, асфальт уже сухой. Дороги пустынные в виду праздничного дня. Едем на всю ширину дороги. Добрались в Бахмач. Весь город изрезан железнодорожными колеями. Побывали в тихом парке с интересным мостом через водоем. Даже в парке есть детская железная дорога. Побывали на центральной площади и отправились в Тиницу. Побывали в усадьбе Кочубеев. Территория парка заросшая и неухоженная, а сами здания заброшены. В последние годы на этой территории находилось профтехучилище. Мрачная погода добавляет атмосферы угнетенности этим местам.

Сокращаем дорогу полями. Долго кружим среди полевых дорог, но безошибочно выезжаем в нужном нам селе. Ехали без остановок и как можно быстрее, т.к. погода попугивала нас громыханием и серыми тучами. А месить грязь на подступах к дому было бы обидно.

Отдышались и теперь уже по хорошей асфальтированной дороге катим в Конотоп через Шаповаловку, где посещаем памятный знак в честь героической обороны Конотопа и само поле Конотопской битвы. Несмотря на отличное покрытие, ехалось на последнем участке велотура тяжело и без энтузиазма. Еще и холод доставал. Одно радовало, что дождь так и не пошел.

В обед уже были в конечной точке маршрута велотура, а мой поезд до Сум только вечером. Время до отправления поезда провел у конотопчан. Спасибо им за то, что приютили и накормили. Знакомясь с летними масштабными планами, время пролетело незаметно. Погода за это время тоже наладилась. Тучи исчезли, светило солнце, стало жарко.

Погрузился в заполненный на четверть вагон. Сел сразу у входа, не став проходить на свое место в середине вагона, чем вызвал негодование у проводницы. Словесная перепалка настроение подпортила, но никуда пересаживаться я не собирался. Уставший и соскучившийся за домом велосипедист не такой уж и безобидный, как это может показаться. 🙂

Горячая ванна приводит в чувства и возвращает к жизни, а в голове уже рождаются новые планы велотуров.

комментария 2 Добавить комментарий

• Нужно продолжать!…

• Классный велопоход по Черниговской области!