По хребтю – по Боржавскому, или пеший поход в Карпаты

Опубликовано в Наши походы / Пешие походы
9 Июл 2014

В памяти еще свежи воспоминания о велопоходе по Карпатам, не дописан отчет о походе, а голова уже занята планированием пешего похода в Карпаты. Собралось нас 5 человек – количество людей ограничивалось размером кастрюли для газовой горелки.

Логистика в нашем регионе хромает на обе ноги, поэтому снова утомительная дорога до точки старта. Едем поездом Сумы-Киев, нудимся в Киеве пять часов до отправления нашего поезда до Воловца. В вагоне мы были единственными туристами, проводник сразу определил, что мы едем прогуляться «по хребтю» (с). Прибытие поезда в 4 утра. С Воловца нам нужно добраться в Межгорье, откуда мы по горам возвращаемся в Воловец.

На железнодорожном вокзале стоят таксисты на микроавтобусах в ожидании клиентов. Цена в 300 грн за 30 км пути нам не понравилась, и мы пошли в сторону автовокзала. Не прошли мы и 100 м, как к нам подъехал бусик, и мужчина предложил нас подвезти до самого Межгорья. Долго пытались узнать стоимость услуги (зная такую категорию, как «грачи»), но в ответ постоянно слышали «сколько дадите». После фразы «садитесь в машину, а то если таксисты увидят, попадет всем» мы быстро заскочили в салон. Всю дорогу разговаривали: он на украинском мы на русском и суржике, отлично понимая друг друга и без всякого предвзятого отношения. Оказалось, что он хозяин ресторана в с. Синевирская Поляна и приехал забрать сына с поезда. Приглашал нас к себе на чай, если будем в его краях. Давно я с такой легкостью и чувством удовлетворения не расставался с деньгами. Отдали ему 150 грн, в ответ услышали «что-то многовато…».

Приятно встречать на своем пути таких людей, тем более, когда это так необходимо.

С комфортом и с колоссальной экономией времени прибыли в Межгорье, стартовый пункт нашего пешего похода в Карпаты.

День 1 (6 июня 2014 г.) – Пройти любой ценой

Межгорье-г.Менчул-г.Кук-г.Каменная-родник

Дистанция – 17,52 км

Набор высот – 1282 м

Погода стояла мрачная. Было прохладно, а горы укутаны непроглядным туманом. Пройдя около километра, вышли за село. Специфика сел Закарпатья в том, что они очень длинные и расположены вдоль трассы, а в ширину они небольшие (из-за того, что находятся между гор), в одну-три хаты. Сразу за домами пошел торчок, поэтому с первых метров стало понятно, что будет ну очень активный отдых и расслабляться в пешем походе в Карпатах не придется.

В этом пешем походе у меня боевое крещение проходил рюкзак Osprey Kestrel 68 и продолжал «обкатываться» Garmin Dakota 20.

На первой же ровной поляне останавливаемся позавтракать. За удачное начало и такое же продолжение приговариваем по 100 грамм оковытой. В пять утра еще никто не начинал пить, разве только заканчивал. 🙂 Набравшись сил, закинули рюкзаки за плечи и начали наш пеший поход в Карпатах по хребту (513 м). Вышли начало седьмого.

Видимость была ограничена туманом. И в то же время было очень влажно, а оседающие на траву капельки обильно смачивали ноги до самих колен (трава была высокой). Зато было сказочно идти по туману и чувствовать себя ежиком. От пешей прогулки становилось значительно теплее. Печалило только то, что туман не позволит любоваться красотами Карпатских гор. Пройдя еще немного, увидели голубое небо и пробивающиеся лучи солнца. Радости не было предела – горы в первый день нашего пешего похода в Карпатах мы сегодня все-таки увидим. Можно было наблюдать удивительную картину: видно, как оседают микроскопические капельки тумана, а уже осевшие и собравшиеся в росу переливаются на солнце. Трава, цветы, паутина, мы – все в росе.

Перед входом в лес течет горная река, в которой мы набрали воды. Поскольку на треке дальше был отмечен родник, то воды набрали немного, так, чтобы не тянуть с собой лишнего веса, а спокойно дойти до следующего источника. В лесу подъем стал вертикальным, привыкаем к нагрузке, поднимаемся с передышками. Любуемся яркими, сочными и непривычными глазу пейзажами леса, дышим чистейшим воздухом Карпат. Для удобства Коля и Юля нашли себе аутентичные трекинговые посохи нулевого уровня.

Спустя полтора часа вышли на смотровую площадку. Сбрасываем рюкзаки и переодеваемся в летний вариант. Отсюда уже видно горы, окутанные туманом, который остался где-то внизу. Без рюкзака Карпаты еще красивей, а дышится еще легче. 🙂

После очередной получасовой прогулки по карпатскому лесу около девяти часов вышли на хребет. Не удержались от увиденной красоты и снова привалились. Любовались, фотографировались, просто валялись в траве – так незаметно прошел целый час. Времени зря не терял только Коля, изучал местную флору. Его труды были вознаграждены: самая интересная и полезная трава найдена. 🙂

Сколько ни лежи, а нужно продолжать пеший поход в Карпатах. Хребет привел нас к первой вершине – г. Менчул (1247 м). Любуемся новыми видами Карпат.

Дальше дорога идет по хребту. Слева раскинулись бесконечная гряда гор, а справа видны как на ладони села. Вскоре дорога нас снова заводит в лес. Местами попадается грязь. Дорога разъезжена и растоптана копытными. Встречаем конную упряжку. Здесь встретили и хозяев следов – стадо коз. Тут же был и лагерь пастухов.

Жара давала о себе знать, а поэтому запасы воды незаметно таяли. Вскоре вышли на полонину Кук. Нашли отмеченный на треке нашего пешего похода в Карпаты родник, но воду набирать побоялись. Родник был слабый, а вода в чаше застоялась. По треку отображаются истоки рек, решили набрать воду там. Обойдя пару таких мест, оказалось, что воды там нет… Настроение было подпорчено, а глоток живительной влаги мог все исправить.

Ко всему еще и вышли на аномальный участок леса. Деревья здесь не растут, а часть из них обгоревшая. Уже и обедать пора, но пить хочется сильнее. С обрыва услышали где-то внизу журчание воды. Коля ракетой помчался вниз и нашел воду, мы не спеша пошли за ним. Кроме воды нашлась и поляна, на которой устроили так необходимый обед. Силы и моральный дух были моментально восстановлены.

Хотя общая усталость с непривычки ходить в пеший поход по Карпатам чувствовалась у всех участников. Уже и рюкзак не так удобно сидит на спине, постоянно что-то мешает и трет. У меня, вдобавок ко всему, случилась авария с правым ботинком. Подошва начала жить своей отдельной жизнью. Уже в который раз всемогущий скотч спасает ситуацию и позволяет продолжить поход. В глаза бросается отличное место для стоянки с небольшим водоемом, но еще рановато разбивать лагерь.

Горные виды приелись и перестали радовать глаз. Незаметно преодолели г. Каменная (1127 м). Останавливаться решаем у источника, отмеченного на треке, но его опять не оказалось на местности. Приходится напрягаться и идти дальше по маршруту пешего похода в Карпаты. Думал, что меня на этих последних километрах и прикопают где-то в лесочке. Спасло лишь то, что все обратные билеты были у меня. Рюкзак совсем стал мешать и ни в каком месте спины не хотел сидеть, не придавая боли. А впереди еще два дня пешего похода в Карпатах…

В итоге нашли сносное место для лагеря с уже заготовленной охапкой дров. Уклон в лесу не позволял поставить палатки, поэтому спрятаться от ветра не было возможности. Палатки установили на все липучки, на все веревочки, на все растяжки. Посидеть и погреться у костра не получилось, ветер разворачивал пламя в разные стороны. Быстро поели приготовленный на газовой горелке ужин. Ну и какой поход в Карпаты без глинтвейна! Согрелись этим чудным напитком и разошлись по палаткам.

Думал, что руками и ногами в непонятных позах придется всю ночь держать палатку, но она с достоинством выдержало это испытание!

День 2 (7 июня 2014 г.)

Родник-г.Гымба-г.Граб-г.Магура-Жиде-траверс г.Гимба-подъемник

Дистанция – 14,64 км

Набор высот – 694 м

Вставать с самого утра не хотелось. Позволил себе еще немного поваляться. Вылез из палатки, когда солнце уже хорошо пригревало. Чувствовал себя бодрым и готовым к новому активному дню. Неспешный завтрак и сбор вещей. Пока упаковываем рюкзаки, мимо проходят другие туристы, которые также совершают пеший поход в Карпатах и которых вчера мы и не видели. Весь лагерь встрепенулся, от возгласа Юли: «Спалили!!?», когда она начала искать прокачанные до 10 левела трекинговые посохи. Коля тут же ее успокоил, принеся их с нычки.

Утро началось сразу с крутого подъема в лес. Плюсом был тенек, т. к. солнце пригревало не на шутку. Удивительно, но вчерашние вечерние мучения с рюкзаком улетучились, и он совсем не мешал. Проголодались рано, поэтому найдя уютное местечко, остановились подкрепиться.

Зарядившись, продолжаем пеший поход по Карпатам. Вскоре лес закончился, и мы вышли на хребет откуда открылись завораживающие виды во все стороны. Дорога проходит по зарослям черничника. Дух захватывает! Описать увиденное сложно, нужно здесь самому побывать.

Очень часто останавливаемся и фотографируемся. За каждым поворотом, за каждой вершиной открываются новые пейзажи и один лучше другого. С голодными глазами пожираешь увиденные красоты и не можешь накушаться.

Несмотря на обильно пригревающее солнце, нам не жарко благодаря дующему ветру. А от частых сильных порывов даже прохладно.

Сегодня на хребте очень людно. Здесь проходит международный многодневный марафон. В первый день марафонцам нужно преодолеть дистанцию от Воловца до Межгорья (60 км с набором высоты 3000 м), которую мы идем три дня. 🙂 Теперь стало понятно, откуда взялась свежая и частая маркировка по всему маршруту. От пробегающих слышим международные приветствия: «Добрий день», «Здравствуйте», «Hi». Некоторых марафонцев подпаиваем водой. Время от времени останавливаемся и любуемся красотами.

Продолжаем наш маршрут пешего похода в Карпаты. Снова незаметно побывали на горах Гымба (1208 м) и Граб (1374 м).

Кроме основной тропы по хребту, которая идет то вниз, то вверх, появились траверсы. Для экономии сил начали пользоваться этими тропами, что позволило взглянуть на Карпаты под другим углом. Если на вершине чувствуешь себя покорителем, то на траверсе чувствуешь себя беспомощной букашкой среди природной мощи, которая тебя окружает. Временами сложно идти по зарослям черники.

На траверсе г. Магура-Жиде (1518 м) останавливаемся на обед у родника. Не знаю, как остальные туристы, но я сильно проголодался. Мне казалось, что я никогда не наемся. Сильно расслабились, и поэтому обед затянулся надолго. Нарушили наши посиделки сверкания молнии с той стороны, откуда мы пришли. Пришлось собираться и продолжать двигаться дальше по нашему маршруту пешего похода в Карпаты. Гроза неслась прямо на нас.

По хребту разгулялся сильный ветер, радует, что не встречный. Поднялись на г. Гемба (1494 м), откуда начали спускаться к водопаду Шипот. Спуск крутой, идти не легче, чем вверх. Остановились возле верхней станции подъемника, который идет из с. Пилипец.

Времени нам явно не хватало для посещения водопада и подъема на соседний Боржавский хребет. А если еще и дождем накроет, тогда вообще беда-печаль. Сначала Коля и Леха мило побеседовали (на украинском языке) с кареглазой девушкой, которая работала в фольварке. Она тоже была туристкой и подробно рассказала о качестве и проходимости тропинок, которые нас интересовали. Потом я еще поговорил с этой дивчиной. Начал с ней разговаривать на русском, она нажала ctrl+shift и не менее мило побеседовала со мной на русском. Оказалось, что нормальной проходимой дороги нет и нужно пробираться через кусты. Долго думали, что делать и как быть – решили разбивать лагерь прямо здесь, вычеркнув из маршрута пешего похода в Карпаты водопад, тем более родник рядом.

Нормальных мест здесь днем с огнем не сыщешь. Удалось разместить две палатки на небольшом пятачке рядом с даунхильной трассой. Много злых и голодных комаров. Дальше все как обычно: освежающий душ, ужин, глинтвейн. Спать разошлись ближе к полуночи. Нам повезло, грозовой фронт сдуло в сторону, и мы остались сухие и счастливые.

Хотя нет. Не все. В этот вечер еще была операция. Юля натерла ноги до мозолей, которые героически прокалывала.

День 3 (8 июня 2014 г.) – До новых встреч, Карпаты! Воловец, давай до свидания

Подъемник-траверс г.Малая Гемба-г.Великий Верх-траверс г.Плай-старая сыроварня-Воловец

Дистанция – 15,81 км

Набор высот – 290 м

Как и планировали, проснулись пораньше, дабы иметь запас времени до отправки поезда. Я проснулся раньше всех и успел полюбоваться рассветом. Теперь можно заняться приготовлением завтрака.

Наутро Юле не стало легче, надеть кроссовки она не смогла, поэтому они с Алексеем будут спускаться в Подобовец через водопад Шипот и потом транспортом подъедут в Воловец. Мы же, втроем, продолжаем наш пеший поход в Карпатах по маршруту.

Обратно подниматься на г. Гимба не стали, пошли по траверсу, любуясь видами на ущелье, где протекает р. Пилипец, и соседние склоны гор. Вышли на Малую Гембу. Привалились. На хребте стоит лагерь таких же путешественников, любителей активного отдыха, а на встречу неспешно идет группа туристов человек из двадцати. На соседнем хребте было видно заброшенную военную радиолокационную базу под г. Стой (1681 м).

Отдохнув, начали подниматься на г. Великий Верх (1598 м). Коля подниматься на вершину не захотел, спустился по азимуту на траверсную тропу. Поэтому на гору мы пошли вдвоем с Натали. В начале пути был сильный торчок, а дальнейший подъем на саму гору был пологий и легкий. В нашем пешем походе в Карпаты это была самая высокая точка.

Устроили здесь продолжительную фотосессию. Все было бы хорошо, если бы не напрягали стаи мух. Они не дают прохода, летая стаями вокруг тебя (задолбался затирать их в фотошопе). Но это было мелочью по сравнению с теми видами, которые открывались на все четыре стороны.

Зато спуск с Великого Верха был экстремальным. Сильный уклон и разбитая дорога с крупным камнем затрудняли наше движение. Идти мне было уже проблематично, сказывался неправильный выбор обуви для пешего похода. Сцепив зубы, терпел все неудобства и даже пытался улыбаться на фотках. 🙂

Сегодня встречали очень много людей, как туристов, так и тех, кто на один день решил выбраться на прогулку в горы.

Гору Плай (1323 м), на вершине которой находится одноименная действующая метеостанция, обходили по траверсной тропе. Справа открывались виды на соседние хребты Карпат, полонины, на которых пасутся кони, а впереди, как на ладони, глаз мозолил Воловец.

Повернув за угол, тут же встретились с Колей. Он пошел через г. Плай. Спустились к старой заброшенной сыроварне, где и устроили обед. Все уже достаточно проголодались. Чего мне больше хотелось, поесть или разуться, не мог долго понять. Сделал и то и другое. Вдобавок, для снятия усталости приняли холодный душ у родника, который находится неподалеку. Провалялись на траве больше часа. Впереди по маршруту нашего пешего похода в Карпатах нас ждал постоянный спуск. Не знаю, как бы я с ним справился, если бы Коля не дал мне свои запасные кроссовки. Хоть они и были слегка маловаты, но в них было намного удобней, чем в моей обуви.

Дорога плавно уходила в лес, скрывая нас в своей прохладе от знойного дневного солнца. Местами было грязно, но все обходилось по «тротуару». Со склона стекают ручьи, образовывая небольшие водопады. Возле одного из таких остановились сфотографироваться.

На этом участке нас повеселила группа юных туристов. Дорога здесь широкая, автомобильная. Если посмотреть по сторонам, то с одной – вертикальная стена леса, а с другой – вертикальный непроходимый спуск. Вот снизу к нам донеслись еле разборчивые крики молодых людей, которые узнавали, долго ли еще к Великому Верху, долго ли к воде. Сложно было им что-либо ответить. Так как они идут навпростець – еще не очень то и скоро, а выход на дорогу для них и будет самым великим верхом.

Вскоре дорога вышла к вырубке и ушла резко вниз, что замедлило нас. Пальцы на ногах скукожились окончательно… Приходилось идти боком с частыми остановками. Перед входом в Воловец остановились у горной реки для принятия водных процедур. Наши ноги были очень благодарны за такой релакс.

Преодолели последние пару километров до кафешки у железнодорожного вокзала, в которой нас уже ждали Леха и Юля. Кроме туристов других клиентов здесь не было. Именно в этом заведении мы и коротали последние часы нашего пешего похода в Карпатах до отправления вечернего поезда в Киев. Кафешка оставила глубокий рубец в наших головах и травмировала мою детскую несформировавшуюся психику. Такого отстойного обслуживания и наплевательского отношения к посетителям я не встречал ни в одном заведении, где мне пришлось побывать. За пределами кафе стали свидетелями неприятных ситуаций и на самом вокзале напрягали всякие люди. Все это оставило неприятный осадок на душе. То ли так все совпало, но Воловец для себя я занес в «черный список» городов. Сюда я возвращаться не хочу!

Самым главным моим упущением в пешем походе в Карпатах стала обувь, но ничего – пережил. Выводы по походу были сделаны, ошибки и просчеты учтены. Как для новичка в этом деле, все удалось на славу!

Дописывая последние строки, очень сильно заскучал за Карпатами. Жаль, что в августе не удалось в очередной раз побывать в этих краях.